Путеводитель по сайту. Базовые понятия: СКИБР; СТКС; ОИО СКИБР
Девиз:
Труд – эффективность – прогресс
Цель и Назначение портала:
Успехи: и Кредо:
Уникальные люди России, их дань ОТЕЧЕСТВУ и Миру.
Дела на пути к истине, справедливости, благополучию людей,
переход к высшему разуму
ПРОИЗВОДСТВО
НАУКА
АССОЦИАЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ
МК_ИНФОМИР(СЭВ)
КУЛЬТУРА
ПОЛИТИКА
ТОРГОВЛЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ
  ENGLISH 


6 ноября 2017 г.


В.Ф. Шарков ВЕЛИХОВ в эпоху молодого Брежнева (летопись полномочного посла). 2017 год. Об инвестициях Е.П. Велихова в нравственность российской науки

Дорогой Евгений Павлович, не серчай за искреннюю свободу суждений. Честное слово, я далёк от фамильярности, фривольности и от литературных изысков. Но, ей богу, невозможно к родному человеку обращаться только на ВЫ. Кто, как не ты, дал мне настоящую жизнь, когда взял к себе в Институт с почти «расстрельным» пятым пунктом личной анкеты, хотя и с красным дипломом МИФИ? «Запрет на атОмные профессии» я получил после большой Бузы – «восстания» тысячи студентов МИФИ 25 мая 1967 года. Забавно вспоминать свою роль «главаря хунвэйбинов» – левого коммуниста китайского толка по кликухе Че Гевара. Нынче можно сколько угодно ёрничать. Но в те времена от Е.П. потребовалась реальная смелость взять меня, по сути, из тюрьмы. Так было.



19 апреля 2017 г.


В.Ф. Шарков ОТЧЁТ ПЕРЕД ВНУКОМ ЗА СВОЮ СЕКРЕТНУЮ РАБОТУ. МОЙ «КУРЧАТОВСКИЙ СТАЛИНГРАД». 2017 год.

Крошка внук ко мне пришёл, и спросила кроха: «Ты работал хорошо иль совсем уж плохо? Где твои достижения – построенные тобой научные монументы во благо человечества? Где публичное признание и кино о тебе типа «Девять дней одного года»? Или ты в компании образованных физиков только и делал, что помогал бессовестной карьере академиков и политиков? Молча «гнал туфту» в виде дорогих Проектов, по сути, грабя по крупному народ и получая иногда, не обижайся дед, «подачки с барского стола» в виде премиальных и «цацок»?



7 ноября 2016 г.


В.Ф. Шарков Особо деликатная тема – ЛЕНИНГРАД 39\44.. 2016 год. БЕЛОМОРКАНАЛ. Как НКВД обмануло Сталина и помогло фашистам



4 сентября 2016 г.


В.Ф. Шарков НИКТО КРОМЕ НАС – версия 3.. Издание версия №3 – опубликовано в США, 2016 год.
Полине Тороховой – боевому хирургу ВДВ, бабушке моего сына ПОСВЯЩАЕТСЯ
Генерал армии Маргелов В.Ф. – создатель Воздушно-Десантных Войск, Отец (Батя) миллиона настоящих мужчин.



21 августа 2016 г.


В.Ф. Шарков История Советско-Русского оружия Второй Мировой Войны.
Ледяная стена Сталина
.
В истории Второй Мировой Войны и последующего военного противостояния США и СССР/России очень много важных и интересных, но малоизвестных фактов и событий. В статье рассмотрены только некоторые из них, которые видятся как звенья одной цепи: Ледяная «Стена Сталина» в Москве 41-ого года, потоп в Берлинском метро 45-ого года, проект «Ядерное Цунами для США» от академика Сахарова и разработка в СССР эскадры «кибернетических» атомных подлодок, управляемых без экипажей.


29 мая 2016 г.


В.Ф. Шарков НИКТО КРОМЕ НАС – версия 2..
Полине Тороховой – боевому хирургу ВДВ, бабушке моего сына ПОСВЯЩАЕТСЯ
Генерал армии Маргелов В.Ф. – создатель Воздушно-Десантных Войск, Отец (Батя) миллиона настоящих мужчин.



1 мая 2016 г.


В.Ф. Шарков НИКТО КРОМЕ НАС.
Полине Тороховой – боевому хирургу ВДВ, бабушке моего сына ПОСВЯЩАЕТСЯ
Генерал армии Маргелов В.Ф. – создатель Воздушно-Десантных Войск,Отец (Батя) миллиона настоящих мужчин.



1 января 2016 г.


В.Ф. Шарков Наша цивилизация.
ДВА УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЕЁ НЕУМИРАНИЯ И РАЗВИТИЯ


11 декабря 2015 г.


В.Ф. Шарков ПРИГОВОР по совести НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «МОЩНЫЕ БОЕВЫЕ ЛАЗЕРЫ»

Личность - правда и действительность. Человек - есть сущность Природы, её содержание - а она должна ПОБЕЖДАТЬ - обеспечить потомкам устойчивое инновационное развитие.


25 мая 2015 г.


В.Ф. Шарков ЛАЗЕРНОЕ ОРУЖИЕ – ГРАНДИОЗНАЯ «ТУФТА» АКАДЕМИКОВ И ТРАГИЧЕСКИ НЕЛЕПЫЙ ТРУДОВОЙ ПОДВИГ УЧЁНЫХ, ИНЖЕНЕРОВ, РАБОЧИХ И ЛЕЙТЕНАНТОВ

Глубокий АНАЛИЗ к будущему на примере техники СОЗДАНИЯ Лазерного оружия – сделал Викто Фёдорович Шарков

Как неангожированный эксперт, профессионал высочайшего уровня, член Координационного Совета проекта СТКС, тема "Перспектива" в части УКРЕПЛЕНИЯ МОГУЩЕСТВА РОССИИ СИНТЕЗА МАТЕРИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО. Он оказывает большое влияние на технику и технологии "Материализации интеллекта" (см. Реферат)




1 мая 2014 г.



В день труда, мира и первомая поздравляем всех а в подарок предлогаем:

краткий список некоторых интересных работ Виктора Фёдоровича Шаркова:


В.Ф. Шарков КРЕДО – ДЕЯНИЯ БЕЗ БОРЬБЫ


В.Ф. Шарков Тотальная ТУФТА в российской науке – это и «мегапроекты» академиков и трагическая реальность бытия рядовых учёных


В.Ф. Шарков КОЛЫМСКИЕ “КОЧКИ”


В.Ф. Шарков МИРОМ ЖИВОГО ПРАВИТ МИЛЛИМЕТРОВО-ВОЛНОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ?!


В.Ф. Шарков ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ


В.Ф. Шарков МОИ ПОСТУЛАТЫ И ГИПОТЕЗЫ


В.Ф. Шарков ЗАМЕТКИ О РИЗОМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ










05 сентября 2010 г.


Автобиографическая страничка одного из многонациональных народов России.


Ведущий научный соторудник – руководитель Бюро технико-экономического анализа и прогнозирования отделения перспективных исследований (ОПИ), доктор технических наук, профессор, действительный член Академии инженерных наук РФ им. А.М. Прохорова и Российской Академии космонавтики им. Циалковского, лауреат Всеросийского конкурса «Инженер года», электронная почта: stones41@trtk.ru, тел. 8 (910)400 0782


(и комментарии Владимира Алексеевича Хайченко. Взгляд на проблему с позиций саморазвития в открытом Информационном обществе)


О чём спич


Среди самых актуальных проблем современности одно из приоритетных мест занимает реформа науки, а точнее остро необходимый нашему обществу переход к новой научной парадигме. Не ясно только, где искать ключ к подобной реформе. Здесь крайне желательно без каких – либо предубеждений рассмотреть среди прочих и принципиально новые механизмы реформирования, связанные с духовностью или религией. В данном эссе обсуждаются перспективы этих столь «ненаучных», но всё же вполне реальных механизмов.


(Работа инициирована и поддержана высшими иерархами Джайнов в индийском ашраме ShriDungargarh, Университетом Брахма Кумарис БКВДУ и московским НПК «Аттрактор»).


Наука


Наука изучает природу реальности в сугубо материалистичном аспекте. Научные исследования, по сути, направлены на открытие определенных физических «секретов», стоящих за «таинственными» явлениями природы, и конечной целью ставят себе понимание научных закономерностей этих явлений.

Научное знание – это такое знание, которое может быть продемонстрировано на практике или экспериментально исследовано, оно также может быть получено с помощью методических наблюдений или с помощью математических вычислений или может быть доказано на основе открытых законов природы.

Однако из-за ограниченных возможностей «традиционных научных» методов исследований и выбора преимущественно прикладных ориентиров развития учёные не достаточно глубоко исследовали природу мысли и сознания, которые, как сегодня понятно всем и каждому, должны быть приоритетными объектами любых серьёзных исследований. Наука снабдила человека значительным запасом знаний о материальном мире, дала ему в руки весьма эффективные механизмы воздействия на материю и немалый контроль над силами природы, в основном, ради того, чтобы он мог жить легко и с комфортом. Но, к сожалению, до недавнего времени наука не делала почти ничего, чтобы снабдить человека хотя бы косвенными знаниями о глубинной природе функционирования сознательного существа, которому эти знания и предназначены. И потому важная часть реальной окружающей действительности осталась необъясненной и человек не смог получить целостной картины реальности, в которой он живёт.

Более того, хотя наука и вполне удовлетворительно объясняет физические механизмы многих конкретных процессов между различными объектами, она не может объяснить, почему существуют сами эти объекты и для кого они существуют. Она объясняет анатомию, физиологию, химию тела и мозга, физические силы действия и взаимодействия внутри человека. Это в некоторой степени проливает свет на процессы репликации и репродукции, а также на генетику наследования, но здесь нельзя увидеть никаких указаний для ответов на судьбоносные вопросы: для кого это работает? в чем значение и смысл жизни?


Во все времена одной из главнейших задач науки было разрешить загадку жизни и космоса, но, к глубокому прискорбию, следует признать, что вся многомиллионная рать учёных, «сертифицированных» научной бюрократией для своих нужд, оказалась не способной выполнить это своё архиважное и, несомненно, приоритетное для человечества предназначение. Более того, некоторые мыслители настаивают, что наука не только породила большее число вопросов, чем решила, но создала и продолжает генерировать множество принципиально новых, «ехидных» проблем. Всё это прискорбно, но всё же главный «прокол» науки в том, что она оставила почти полностью неизученной область собственной природы человека, например, природы и функционирования человеческого ума.

Принято считать, что научные исследования имеют и свою благородную цель - сделать человека счастливым путём повышения материального уровня его жизни. Но в реальности широкое применение научного знания для развития технологий потребительского общества привело к развитию множества негативных процессов, например, к увеличению числа жителей в городах, загрязнению воздуха, воды и атмосферы. Это нарушило равновесие экологической системы и вызвало опасный рост потребления невозобновляемых источников энергии и сырья. Но что хуже всего, именно наука привела мир от века стрел и меча к веку атомных бомб и звездных войн. Конечно, тут, прежде всего, «отличились» те недальновидные государственные лидеры, кто принимал политические решения относительно использования науки для достижения определенных национальных целей и, в не последнюю очередь, для обеспечения личной карьеры и своего личного благополучия. При этом принято говорить, что ученые аки неразумные детяти в условиях диктатуры политиков и бизнесменов вообще не способны делать свой личный этический выбор. К сожалению, это не правда. История показывает, что многие ученые лёгко и иногда даже с радостью сами пренебрегают этическими и духовными аспектами своих научных открытий ради личной карьеры, прикрываясь « политическим недомыслием» или ссылками на «давление сверху».

Невозможно отрицать, что именно наука снабдила человека ценной информацией по генетике, микробиологии и медицине, электронике, оптике, аэронавтике, коммуникационным и компьютерным технологиям и научила его аналитическому мышлению. Но с другой стороны, трудно не заметить, что отсутствие сильных принципов морали и духовной мудрости привело к развитию процессов деградации личности человека. Более того, наука даже не предпринимает попыток найти комплексное позитивное решение реальных социальных, культурных, политических, экономических и эмоциональных проблем. Современные лидеры академической науки вообще утверждают, что подобные проблемы находятся вне зоны ее исследования.


Роль религии


Бытует мнение, что все религии по существу имеют общее предназначение, они объясняют человеку его глубинную сущность с «чудесными» свойствами, дополняющими его видимую физическую форму. Религии обязаны снабдить человека кодексом поведения против непотребных деяний, которые приводят его и других к страданиям. Именно религия объясняет человеку его отношения с другими людьми и с Богом. Она дает смысл жизни и вдохновляет на решение благородных задач, а также подсказывает способы решения этих задач. Человеку для осознания собственного понимания мира предписывается проводить определенные практики (медитации, молитвы и т.п.) для того, чтобы осознать самого себя, установить связь с Богом и обеспечить себе покой ума.

Некоторые религии не одобряли и не одобряют многие открытия науки. Священники ряда религий осуждали в прошлом некоторых ученых и объявляли их еретиками. В свою очередь ученые часто публично осуждают отдельные религиозные положения, считая религиозную веру в Бога всего лишь человеческим воображением или проявлением атавизма прошлого, которое, в основном, характеризуется подозрительностью и страхом. Но ситуация похоже изменилась. Сегодня последователи различных религий принимают большинство новых научных концепций за истину. Они даже признают науку полезной и открыто одобряют те достижения науки, которые, по их мнению, приносят человечеству материальные блага. Наиболее хитроумные религиозные лидеры используют научные концепции для поддержки своих религиозных убеждений и предпринимают шаги к тому, чтобы представить свою идеологию как научную или идущую в ногу с научными открытиями. Значительная часть учёных со своей стороны делает активные попытки показать, что их научные открытия имеют параллели с религией. Таким образом, в наши дни наблюдается «помолвка» науки и религии, мы видим уникальное взаимопроникновение этих понятий. Но, тем не менее, и сегодня их области исследований и методология сильно различаются, а по многим вопросам наблюдаются и принципиальные расхождения.

Многие историки просят не забывать, что религии во все века были причиной множества войн, ужасные кровопролития часто происходили именно из-за религиозного фанатизма и нетерпимости. По мнению ряда экспертов, религия не только не приблизила человека к его личному счастью, но наоборот - разделила человечество на антагонистические сообщества, готовые в любой момент и по малейшему поводу начать сражение «до последней капли крови». Самые прогрессивные из верующих всё же убеждены, что настоящая, истинная религия не сеет вражду и ненависть, но очень хочется их спросить где, на каких континентах искать такую неагрессивную, истинную религию?

Религия отличается от философии и теологии тем, что ее доктрины и положения получены не путём логических рассуждений или философских размышлений, но, главным образом, основаны на религиозном и мистическом опыте.

Заглавной общеизвестной целью религии является принесение покоя и блаженства беспокойным душам. Любая религия предлагает определенный взгляд на мир, обещает освобождение от страданий в течение жизни и лучшее существование после смерти. Организовать себе любимому такое счастье совсем не трудно, для этого верующие всего лишь обязаны соблюдать все предписания священников. Из этого казуса возник нелепый и крайне опасный институт посредников между верущими и Богом, личная Вера постепенно трансформировалась в религию с развитой бюрократией, стремящейся к контролю верующих масс, а в итоге – к безоговорочной власти над народом своей страны и других территорий.

Именно бюрократы от религии ответственны за прискорбные исторические факты многочисленных примеров гонений и жёстких преследований адептами одной религии людей, которые следуют другой вере или религии. Заявленные цели всех религий, безусловно, красивы и благородны, но тем не менее все религии, вместе взятые, не смогли заметно улучшить моральный облик человечества и сделать мир комфортным для проживания. Религия не только не стала для людей объединяющей силой, но фактически разделила человечество на антогонистические сообщества. Все религии по логике должны были направить большинство человечества на путь любви, покоя, благородства и единства. Однако они оказалась не способными поднять сознание человека до высокого духовного уровня. Вместо этого родились процессы, в ходе которых религиозная нетерпимость вызвала опасный рост агрессии в обществе.

Конечно, не всё так мрачно. По-видимому, есть основания признать тот отрадный факт, что религия привнесла таки существенное облегчение тем, кто искренне следовал ей. Каждая религия призывает своих последователей соблюдать этический кодекс поведения. Это, несомненно, стало привлекательным для отдельных душ и изменило некоторую, к сожалению, относительно небольшую часть людей в лучшую сторону. Она приносит глубокое облегчение своим верным последователям особенно во времена личной депрессии и жизненных испытаний. И, наконец, не может не вызывать большого уважения постоянный, пусть и наивный призыв религии к каждому конкретному человеку стать возвышенной душой.

Но в то же время нельзя отрицать, что с религией прямо или косвенно связаны некоторые крупномасштабные негативные общественные процессы. Например, очень многие эгоистичные лидеры государств и общественных объединений не редко через прикормленную религиозную бюрократию эффективно использовали религию для эксплуатации и ограбления широких народных масс. Некоторые мыслители утверждают, что религия посеяла в мире слепую веру, «странные» ритуалы и криминальную подозрительность. Они в своих дискуссиях иногда обсуждают крайне опасные процессы, в ходе которых религия может стать или уже реально стала препятствием на пути устойчивого развития человечества к счастливому будущему.

Автор эссе вовсе не считает себя знатоком истории религии и «внутреннего регламента» её функционирования. Мне, пусть наивно, в своём поиске конкретного пути к новой научной парадигме очень хочется найти реальных союзников среди искренне мною уважаемых истинно верующих людей. И уж совсем не хочется кого-то из них обидеть «профессорским» высокомерием или неверием в их возможности внести действенный вклад в решение заявленной выше важной для человечества, но не вполне религиозной проблемы. Однако результаты объективного анализа таких возможностей показывают, к сожалению, крайне низкий потенциал религии в делах миропереустройства, если оно производится на благо всего человечества, а не только в интересах некоторой избранной его части. А потому мало надежды на помощь религии в реформе современной науки и, в частности, в первом этапе такой реформы - построении новой научной парадигмы.



Нет надежды на науку и религию, где выход?


Сначала ещё и ещё раз с глубоким прискорбием признаем очевидное - наука и религия оказались не способными дать удовлетворительные ответы на многие актуальные вопросы и уж, конечно, не смогли уничтожить нищету и страдания людей. Бедность и страдания в этом мире подобно энтропии только увеличиваются, но всё же какая-то пока непонятная нам сила каким – то чудом препятствует всемирной катастрофе. Катимся, катимся к обрыву…. и к счастью никак не докатимся. Анализируя возможные причины, можно обнаружить, что существует какая-то пропущенная в современной системе знаний новая размерность в нашем понимании реальности. Нельзя не видеть, что чего-то принципиально важного недостает нам в нашем понимании жизни. Что это за великая тайна современной эпохи? Где её искать?

Возможно, пора проанализировать целесообразность и реалистичность вывода на авансцену исторических процессов развития человечества новых социальных технологий, связанных с духовностью и потенциально подходящих, в частности, для «ремонта современной научной парадигмы». Здесь речь может идти об острой актуальности и огромной потенциальной востребованности этого принципиально нового вида знаний, в котором, хочется надеяться, будет реализован гармоничный синтез глубокой науки и высокой морали. Логический подход к решению подобной задачи требует сначала определить само понятие духовности в терминах, доступных пониманию людей с традиционным для современного светского общества образованием. Сделать это очень не просто, но всё же попробуем выполнить такую попытку прямо сейчас.

Как предписывают правила всех аналитических исследований, начнём с обсуждения классических определений всемирно известного индийского мыслителя Дж. Чандера, опубликованных в конце 20 века в серии фундаментальных трактатов «Science and Spirituality».



Духовность


Человечество нуждается в знании, которое было бы поддержано и усилено наукой, религией, философией и здравым смыслом. Оно остро нуждается в таком знании, которое одинаково удовлетворительно бы отвечало на вопросы и о физическом мире и о духовной реальности. Такое новое знание нуждается в чем-то, что включает в себя науку, религию и философию, как неделимое целое. Это что-то должно прояснить понятия смысла и цели жизни, вдохновлять людей на более высокие и благородные цели, должно привести к единству, а не к разобщенности, и должно привнести покой и умиротворенность страдающему человечеству. Научно-духовные концепции и особенно факты, полученные из артефактов, должны открыть целостное и конструктивное видение нового мира. Концепции эти станут особо созидательными, если будут основаны на логическом и рациональном мышлении. А добродетели этого мира должны иметь универсальный характер. Новое знание должно быть прагматичным, но содержать также и элементы идеализма. Оно будет использовать строгий научный подход, но должно также гармонично растворять в себе элементы веры и трансцендентальный источник своего происхождения (начала). Оно без затруднений в любой момент сможет начертать своё рождение и существование из видений (откровений), но при этом останется логичным. Это, в частности, поможет в трудный период начала работ обеспечить поддержку традиционных учёных, выходцев из старых научных и философских школ. Подобный подход должен объединить различные отрасли познания такие, как история, география, философия, наука о здоровье, психология, этика, социальные науки и т.д. в единое целое и должно указать практические пути ее использования. Именно это знание должно дать всесторонний и ясный взгляд на мир, который бы объединял человечество и вдохновлял его к более высокому уровню сознания и образу жизни, который характеризуется любовью, добротой, сотрудничеством, гуманизмом, этическими ценностями. В итоге оно должно стать гармоничным синтезом знания о земной и трансцендентальной реальности.

Нам предстоит ещё и ещё раз проанализировать исторические закономерности, чтобы глубже понять причины падения погибших цивилизаций и выработать рекомендации для построения будущей лучшей цивилизации. Новое знание в 21 веке должно естественно сочетать рационализм науки, веру религии, и интегрированное видение мира философией и «здравым смыслом». Это «что-то», содержащее все подобные характеристики, называется духовной мудростью. Именно она создает духовность.

Знание – духовность, в отличие от религии, свободно от догм и ставит себе задачу изучить природу сознания. Оно объединяет открытия истории, социологии, экономики, политики, биологии, психологии и других наук и интегрирует все знание в единое целое для того, чтобы дать человеку единый взгляд на истину и взгляд на личность как единое целое. Это знание служит как объединяющая сила, которая приводит к синтезу истины в различных областях миропонимания. Оно не приемлет ритуалы и обряды, которые лишены смысла и не могут быть приняты как полезные и ценные. Оно объясняет взаимоотношения человека с его Создателем и дает ориентацию всем наукам, искусству и культуре с целью улучшения жизни человека, чтобы он смог понять свою роль и играть её лучше и с большим удовлетворением.

Духовность без всяких затруднений и вполне естественно может одновременно обсуждать теорию эволюции Дарвина, диалектический материализм Карла Маркса, тезисы Зигмунда Фрейда о бессознательном, эго, различные формы веры в Бога и т.д. и т.п. Она успешно объясняет концепции и законы метафизики, предписывает такой кодекс поведения и такие духовные практики, которые делают человека лучше и дают этическую базу жизни, в том числе для оптимального развития необходимых человечеству отраслей знания. Духовность вдохновляет человека на то, чтобы он освободился от дурных привычек и, как следствие, освободился бы от страданий. Но, что очень важно для общества, она одновременно вооружает человека такими знанием и духовной силой, с помощью которых он может удовлетворительно исполнять социальные обязанности и семейный долг. А это реально поможет идти к гармоничному совершенству в мирском и трансцендентальном смысле. Духовность отменяет эскапистские устремления человека, его агрессивное или похотливое поведение и дает ему сильную волю, чистоту ума и интеллекта, контроль над своими желаниями. Она привносит «фазовый» скачок в сознание человека и делает его способным повернуться лицом к новой реальности без потери душевного покоя. Здесь ключевую роль играет практика духовной медитации, именно она помогает сделать жизнь человека свободной от напряжения и более эффективной по результатам материальных деяний. Она дает человеку покой и умиротворение, и в то же самое время дает ему силы для решения жизненных проблем, для культивирования в себе моральных устоев и жизненных ценностей.

Что сказать про такие красивые слова о духовности? При глобально возвышенном, но удобно неконкретном определении Дж. Чандера ничего другого не остаётся, как признать, что духовность отличается от религии дополнительными позитивными качествами. Её воззвание универсально, имеет сильную и полностью сформированную этическую сердцевину. В неё входит все лучшее, что есть в религии, философии и науке. В духовности, по сути, содержится послание даже к атеистам, это послание любви и доброты, чистоты и правды.

Может показаться, что для наших насущных земных задач, например, по срочной реформе науки, приведенные выше красивые, но абстрактные рассуждения о природе духовности не содержат практической пользы. Они не могут принести немедленной помощи в решении столь перезревшей проблемы, которую решать необходимо в самые сжатые сроки, ибо история не оставляет времени для самого существования нашей цивилизации.


Но тем временем продолжим «показывать свою учёность», ибо это так естественно для профессора физики, коим я состою по базовому образованию МИФИ – ФИЗТЕХ – ФИЗФАК. Если поползать по инету и всякого рода эзотерическим энциклопедиям, то несложно набрать изрядное количество дополнительных суждений по теме. Приведём некоторые из них. Зачем? Не знаю, но может быть для осознания масштаба проблемы?

Духовность человека - это умение выйти за рамки узко эгоистического стремления выжить, преуспеть, защитить себя от невзгод. Наполненная духовным богатством, жизнь предусматривает включение в образ собственного Я огромной - вширь и вглубь - информации об окружающем мире. В итоге это даёт способность рассматривать свое Я в контексте мироздания. Человек здесь выступает уже не в качестве пассивного звена, а в роли субъекта деятельности. Он становится личностью, пытающейся понять свое в этом мире предназначение, стремящейся наполнить свою жизнь определенным смыслом и активно реализующей свой потенциал во имя неких идеалов, а не в сугубо эгоистических целях.


Духовность нельзя свести к высокому и разносторонне развитому интеллекту еще и потому, что это не только проблема самосознания, но и эмоциональная категория, предусматривающая в сложном диалоге доброго и злого начал бытия приоритет добра. Для одних - это опора на мораль общества, на принципы религиозных догм, для других - это собственная совесть, не позволяющие переступить черту, за которой подстерегает опасность ущемить интересы других людей. Если человек не преступает законов справедливости не из страха перед наказанием, а по велению собственных нравственных установок, нарушение которых грозит ему утратой самоуважения, то это уже признак более высокого склада души – духовности.

Духовность - это понятие, которое имплицитно содержит в себе неравнодушие к окружающему миру. Это - пристрастность с положительным знаком. Это также стремление наполнить свою жизнь увлеченностью и интересом к разным сферам бытия, любовью к природе, к людям, к тому, что не является инструментом реализации прагматической необходимости. В противовес обыденным интересам, направленным на то, чтобы ублажать человеческую плоть, духовность означает приоритетную направленность человека на иные, нематериальные ценности.

Где и как готовить первопроходцев к секретам духовности и, особенно, к технологиям её практического внедрения? Способность к духовному развитию заложена в каждом человеке, но для того, чтобы духовность наполнила его жизнь и душу, необходимо особое воспитание, которое нельзя заменить традиционным для 20 века техническим или гуманитарным образованием. Естественно, не все люди одинаково легко пройдут дорогу к своему новому качеству, но большинству этот духовный рост доступен. Психологи утверждают, что наибольшее проявление тяги к духовному развитию показывают интровертный и сенситивный типы личности. Преимущество получают личности, у которых из всего спектра потребностей аффилиативная потребность является ведущей. Это проявляется через способность к сопереживанию, склонность к самоанализу, тенденцию к отторжению эгоистических желаний и, наконец, обеспечивает сближение реального образа Я с его идеальной проекцией на мир тонких энергий. При этом мотивы их деятельности отличаются гуманистической направленностью и известной возвышенностью интересов над обыденными проблемами повседневной жизни. Этот тип личности изначально обладает теми базовыми свойствами, которые усиливают вероятность императивной тяги к духовно насыщенному стилю жизни. Такой вариант развития личности, возможно, следовало бы назвать "первичной духовностью".



А что говорят интеллигентные москвичи?


Дабы продолжить демонстрацию возможностей традиционных научных методов исследований автор провёл ряд семинаров - сатсангов, где просил участников дать своё определение духовности. Результаты мозгового штурма приведены ниже.


Духовный человек - это:

- тот, кто ведает, что творит;

- человек с широким кругозором и сознанием;

- тот, кто больше и глубже чувствует окружающих;

- тот, кто смог сдвинуться от телесных и материальных ощущений к тонким нематериальным и поднял уровень чувствования;

- тот, кто думает не о себе, а о других;

- милосердный праведник;

- тот, кто помогает другим стать более гармоничным, развитым и счастливым;

- тот, кто стремится найти путь познания истины и любви;

- тот, кто говорит то, что думает, а делает, что говорит;

- тот, кто живет в полном осознании и в состоянии «здесь и сейчас»;

- тот, кто исполняет свою Дхарму, неся мир, покой и Любовь людям и всему миру;

- тот, кто не грешит, исполняет Божественную Волю;

- тот, кто умеет принимать и прощать, тот, кто не боится действовать и жертвовать;

- духовный человек - это Человек минус Эго, человек, который, хотя бы на время, может отказаться от своего эгоизма.


Последняя формула мне лично особенно близка.


Не могу также не поделиться откровением от одного русского монаха, встреча с которым была, как мне кажется, не вполне случайной. Его определение ДУХОВНОСТИ звучало так: « Духовность – это НАУКА, которая изучает механизмы действия мира тонких энергий на обычный материальный мир. Предназначение духовного человека понимать эти необычные механизмы и применять для блага людей».

Наконец, я просто обязан привести особую точку зрения людей «с гипертрофированным чувством здравого смысла». Они воспринимают разговоры о необходимости взаимодействия духовности с наукой, как возню интеллигентов, не желающих честно и громко крикнуть в лицо научных коррупционеров: « А вы не воруйте!» Надо, мол, навести порядок, перестать врать себе и обществу и т.д. и т.п. Такую примитивную позицию обсуждать вряд ли стоит. Скажу только, что лично мне подобные призывы очень даже понятны. Исследованию этого подхода посвящена моя предыдущая публикация – эссе «Корррупция в науке».



Первый импульс к созиданию


Ну, наверное, хватит всякого рода «Вступлений…» и других словесных потоков вокруг и около. Для меня созидательный этап работы по теме стартовал в конкретный январский день 2010 года. Так получилось,что в декабре 2009 года тяжкий диагноз московских врачей оставил мне совсем мало времени на всё про всё….И тогда я, (караул, помираю) перестал быть «ленивым профессором» дабы попытаться «ухватиться за соломинку» великих целителей Индии. Я через миллион житейских препятствий быстро добрался до городка Shri Dungargarh, где в ашраме Джайнов попал, нет, не на сеанс целителей, а на научный семинар (!!!) по теме «Наука и Духовность». В привычных для учёных терминах здесь шёл «мозговой штурм» по объявленной теме. Председательствовал, если так можно сказать, Его Святость Ачарья Махапрагья, вели «заседания» муни Кисан Лал и муни Кумар Шраман, активно участвовали профессора ряда университетов Индии. Меня приняли так естественно и дружелюбно, как будто ожидали моего приезда. На «излечение» или, точнее, на полное устранение из наших разговоров даже упоминаний моих «страшных болячек» святые джайны затратили не более четверти часа. «Плата за излечение»? – «Выполняй своё предназначение так, как ты его поймёшь из наших бесед в ашраме». Не могу не отметить особо, что, как мне кажется, в знак уважения джайны в моём присутствии говорили на правильном английском. Ура, я понимал их речь. До этого я имел большой печальный опыт трудного живого общения в других ашрамах.

Детальное описание этого «чудесного», но, несомненно,созидательного действа не входит в тему моего эссе. Если будет на то воля свыше, об этих необыкновенных днях когда-нибудь напишу повесть или роман. А пока скажу только о тех результатах, которые имеют прямое отношение к заявленной теме данной работы и могут быть интересны читателям.


Главный вывод собрания учёных и известных во всём мире духовных лидеров звучал так:

«Приоритетная задача современности для всех созидательных сил человечества – построить мост между наукой и духовностью!»

Серьёзное собрание, конечно, не ограничилось только благими декларациями. Обсуждались различные нюансы и даже конкретные технологии поэтапного решения глобальной проблемы. Так я узнал свою новую специальность на ближайшие годы – «маркшейдер по строительству туннеля между наукой и духовностью». Да, да, строить надо не мост, а туннель. Здесь активно проводились аналогии с туннельными эффектами в физике. Предстоит обеспечить туннельный переход между различными измерениями. Так это звучит в терминах философов – эзотериков, весьма непривычно, не правда ли? Но для физиков задача звучит совсем уж болезненно: « предстоит связать области разных физических размерностей»! Ничего подобного наука никогда не знала. Как искать решение неразрешимой задачи? Пока не видно приемлемого для традиционных учёных пути. Но очень надо, ибо поджимают разного рода острые общечеловеческие проблемы. Надо искать.Кое-что уже сегодня понятно, например, совершенно очевидно, что «туннель» необходимо строить с двух сторон одновременно. Причины в априорном недоверии сторон, которые не склонны принимать подобные «подарки».

Отдаю себе отчёт, что мой текст не вышел за рамки формата эссе. Но «не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет» в данный момент. Приглашаю к проблеме и сделайте свой шаг лучше меня.


С уважением В.Шарков, в прошлом инженер- физик, а нынче и завтра маркшейдер.



Некоторые ИТОГИ и РЕКОМЕНДАЦИИ


Настало время озвучить мнение авторитетов традиционной науки. Огласим напутствие одного из самых – самых учёных 20 века, уверен, его не забыли граждане нового тысячелетия. Альберт Эйнштейн, прямая речь: «Наука без духовности слепа, а духовность без науки хрома».

Задолго до Эйнштейна мудрые индусы для решения проблемы гармоничного синтеза науки с духовностью предлагали «хромого» посадить на «слепого». В современных условиях реализация такого союза по отдельности несовершенных объектов позволит хоть завтра приступить к эффективной реформе научной парадигмы.

И последнее…. But last, not least. В нашей сложнейшей ситуации крайне важно точно выбрать направление перводвижения. Простую, но великой ценности рекомендацию мне в 2009 году в индийском Путтапарти довелось услышать от одного из мировых духовных лидеров. Сатья Саи Баба сказал, обращаясь к русским учёным, для которых долгие безуспешные попытки научных реформ стали источником скепсиса и отчаяния: «You do not have to lie» ( « Не врите»). Тому, кто не поймёт актуальность подобного совета, надлежит проанализировать глубинные причины возникновения самого кризиса российской науки.



Наши координаты

Россия, 141014, Мытищи МО

ул. Комсомольская д.2/3

Эл почта: npf@skibr.ru

Телефон: (095) 588-6794

 

Вы Rambler's Top100 посетитель нашего Сайта

Счетчик включен 30 Сентября 2003г