ТЕХНОЛОГИЯ ДОБЫЧИ ПРИРОДНОГО ГАЗА (МЕТАНА) ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Шестопалов А.В. (ИПКОН РАН, Москва) sinergo@mail.ru

 

Для скважин из подземных горных выработок, в начале 80-х прошлого века в Институте проблем комплексного освоения недр (ИПКОН РАН) при моем участии был изобретен способ увеличения газовыделения из угольных пластов путем образования полости вокруг скважины (рис. 1) [1]. Мое участие заключалось в разработке теории и шахтных экспериментах. Способ защищен 6-ю авторскими свидетельствами и работает следующим образом. Под действием горного давления в стенках полости образуются дендритоподобные трещины. На острие растущих трещин происходит холодный ядерный синтез (самосборка из эфира молекул метана). То есть проницаемость и газ появляются одновременно. Газ по образовавшейся системе трещин поступает в скважину и горную выработку.

 

3581

 

Рис. 1

 

Позднее (точная дата не известна) способ был переизобретен Бабичевым Н.И. (ООО «Геотехнология») для скважин, пробуренных с дневной поверхности и, который в 1993г. был передан США путем патентования и демонстрации на 5-ти скважинах в угольном бассейне Сан-Хуан (рис. 2). Технология американцами была засекречена. Аномально высокие дебиты скважин из угольных пластов они объяснили гидроразрывом пластов (ГРП). В действительности они вымывали оборудованием для ГРП полости вокруг скважин.

 

601+Бабичев в США(1993)

Рис. 2

 

Это позволило США в кризисном 2009 году выйти на первое место в мире по добыче природного газа и оставаться на этой позиции по настоящее время. Сначала они удивляли весь мир аномально высокой добычей метана из угольных пластов, затем из черных сланцев, сегодня из плотных песчаников (рис. 3). По моим прогнозам, технология может также применяться для синтеза и добычи метана из каменой и калийных солей. Не исключено, что США этой технологией будут разрабатывать газогидратные месторождения, запасов метана в которых в 10 раз больше чем во всех разведанных месторождениях природного газа в мире вместе взятых. На сегодня рентабельной технологии для их добычи официально не существует.

 

Кошелец

Рис. 3

 

Холодный ядерный синтез (ХЯС), позволяющий американцам добывать метан из горных пород в которых его до того не было, совсем недавно, практически перед III саммитом изобретателей России был признан НАСА в реакторе “E-Cat” Росси (рис. 4) продемонстрированном в прошлом году и в электролизной ячейке Флейшмана и Понса (1989г.). США признали ошибочность выводов о холодном ядерном синтезе (ХЯС) в 1989 году, основанных на ложных отчетах всего трех проверяющих групп [2].

 

Росси на фоне E-Cat 1MW

Рис. 4

 

Врагов у ХЯС много не считая ортодоксальной науки в лице комиссии РАН по борьбе с лженаукой, которая является всего лишь инструментом подавления в руках основного врага - отживающих свое, углеводородной и атомной энергетики, а так же перерабатывающей промышленности и транспорта на их основе. LENR (low-energy nuclear reactions) это современное название, под которым маскируется ХЯС за рубежом. В России, по той же причине, аналогом этого термина стала ХТЯ (холодная трансмутация ядер). Но я думаю, что это временно, потому что трансмутация имеет низкую произвдительность (дебит, интенсиность). Протон от одного атомного ядра перескакивает к другому ядру и донор становится элементом предшествующим исходному, а акцептор следующим за исходным в таблице Менделеева. Трансмутацией можно объяснить, например, наработку новых (отсутствовавших в установке до эксперимента) химических элементов в малых количествах или за большие промежутки времени. Взрывоподобное образование больших количеств за малый отрезок времени, например метана в угольной шахте, при помощи трансмутации не объяснить! Трансмутация, в терминах синергетики Курдюмова С.П. и его последователей (Куркиной Е.С., Малинецкого Г.Г. и др.) – это квази стационарный режим. Трансмутация в режиме с обострением в терминах той же синергетики придумана мной как новая интерпретация известных явлений: метаногенерации в угольных пластах на больших глубинах залегания и взрывного эффекта Бриджмена, известного в геологии как реологический взрыв или стрессметаморфизм. Я преднамеренно называю этот вид ХТЯ термином хоть и не совсем корректным, но зато широко известным не только узким специалистам - холодным ядерным синтезом (ХЯС). Тем более, что он никем не занят так как, по мнению термоядерщиков, его просто нет.

В связи с тем, что это научное направление в начале 90-х прошлого века было сильно дискредитировано и, чтобы мои оппоненты не спешили обвинить меня в ненаучной деятельности, я приведу немного фактов из новейшей истории LENR. После поддержки работ по «холодному ядерному синтезу» академиком РАН Хигматулиным Р.Э. и членом-корреспондентом РАН Балакиревым В.Ф., статьи по ХТЯ стали принимать и публиковать в рецензируемых журналах Российской академии наук [3, 4] и алхимия стала наукой! Возможно, только пока в отдельно взятой стране, да и то об этом практически никто не знает. Лабораторная установка Вачаева А.В., использующая электрический разряд под водой (известный электрогидравлический эффект Юткина Л.А.), нарабатывала из 1 кубического метра воды 214 кг железа, 20 кг марганца и еще при этом 3,2 МВт в час излишней дармовой энергии, обеспечивающей ее самозапитку. Реакторы ХЯС, реально в металле и реально работающие, изготавливались и, я знаю, продолжают изготавливаться в единичном исполнении альтернативными учеными. О всех авторах мы, наверное, никогда не узнаем, но о двух я знаю точно и они еще живы. Это Болотов Борис Васильевич (1941г.) и Филимоненко Иван Степанович (1957г.), в скобках указан приоритет. Потом были Флешман и Понс (Martin Fleischmann & Stanley Pons), собравшие прессконференцию в США 23.03.1989г., благодаря которой событие получило мировую огласку и вызвало лавину последователей. С тех пор ежегодно проходят международная конференция ICCF и аналогичные национальные конференции, рабочие совещания (workshop), коллоквиумы и семинары (мне известны такие в России, США, Италии и Японии). Положительный опыт использования прессы пытались повторить в других странах, но не так успешно.

Наиболее устойчивый и продолжительный общественный резонанс, который продолжается по настоящий день, получила прессконференция в Болоньи (Италия) 28.10.2011г. по поводу тестирования реактора Росси (Andrea Rossi), который использовал работы соотечественников Фокарди (Sergio Focardi) и Пиантели (Francesco Pianteli), а сам выступил в роли спонсора и организатора. После успешного тестирования в течении пяти часов его установки “E-Cat 1MW” в интернете www.memdrana.ru и на кабельном телевидении «АстроТВ» заговорили о «великой октябрьской энергетической революции» и весь мир теперь ждет обещанного производства 10КВт установок к концу 2012 года по 200-300 долларов США за 1 КВт. Сразу объявились конкуренты, мне известны пока только фирмы в Греции и США, и, наверное, поэтому Росси до конца не раскрывает устройство своего генератора. Известно только, что берется порошок никеля, насыщается водородом, подогревается до определенной температуры, после которой начинается саморазогрев и реактор длительное время, предположительно годы, генерирует тепло, которое при желании можно использовать для выработки электроэнергии стандартным способом при помощи пара и турбины. А пока это только генератор практически бесплатного (по сравнению с традиционными источниками) тепла, при этом имеет небольшие размеры (1МВт установка при тестировании была размещена в стандартном железнодорожном металлическом контейнере), а также полное отсутствие каких-либо вредных излучений. К сожалению, этот доклад в виде статьи на сайте не о “E-Cat” Росси, да и нет необходимости переписывать сюда весь интернет.

Отмечу только, что, по моему мнению, трансмутация наводороженного никеля в химические элементы, стоящие в таблице Менделеева слева и справа от него, не есть новое слово в науке, хотя бы уже потому, что динатронный эффект был известен давно. В принципе все металлы на ядерном уровне должны «гореть» в протие. И установка Болотова Б.В. отличается от установки Андреа Росси и его соотечественников, образно говоря, только «дровами»: у первого был молибден, а у второго никель. Кто был первым в мире и когда, вопрос остается открытым, но эта статья не об этом.

Эта статья не о том, что благодаря изобретению, сделанному в ИПКОН РАН с участием автора, углеводородная энергетика через 30 лет только начинает «набирать обороты». По моему мнению, благодаря добыче метана из нетрадиционных источников, США на первом месте в мире по добыче природного газа. Эта статья о том, что на смену углеводородной и атомной энергетике, а так же гидроэлектростанциям пришел ХЯС (холодный ядерный синтез). И идут автономные источники электроэнергии, так называемые БТГ (бестопливные генераторы) на основе технологий Николы Теслы, сверхединичные моторы-генераторы с самозапиткой и другая импульсная энергетика. Высшей формой БТГ с самозапиткой является микроволновая энергетика Кушелева А.Ю. Да здравствует светлое будущее без термоядерной и углеводородной энергетики!

Литература

1. Шестопалов А.В. Все публикации автора с возможностью скачивания на сайте http://www.shestopalov.org/vizit/0000mw.htm

2. Poll shows divided perceptions of energy from American public. -

http://coldfusionnow.org/poll-shows-divided-perceptions-of-energy-from-american-public

3. Крымский В.В., Балакирев В.Ф. Воздействие наносекундных электромагнитных импульсов на свойства веществ. - Доклады академии наук. 2002. Том 385, N6. - с.786-787.

4. Балакирев В.Ф. и др. Взаимопревращения химических элементов. - Екатеринбург: УРО РАН, 2003.