на главную

 

25 июля 2007 года,

Совет Безопасности России

 

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ (Проект)

http://www.kremlin.ru/text/docs/2007/07/138695.shtml

 

 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.

Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Существующие хозяйственные системы интегрируются в экономику знаний. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства.

Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации – одной из важнейших задач государств.

Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без целенаправленных совместных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.

Стратегия развития информационного общества в России (далее – Стратегия) представляет собой политический документ, который закрепляет цель, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны на пути к информационному обществу.

1. Назначение и политико-правовая основа Стратегии

 Стратегия является основой для подготовки и уточнения концептуальных, доктринальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в области развития информационного общества в России. 

Стратегия подготовлена с учетом международных обязательств Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, федеральных законов, а также нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяющих направления социально-экономического развития, повышения эффективности государственного управления и взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества в Российской Федерации.

В Стратегии учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества, Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий Тунисского обязательства и других международных документов, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам развития информационного общества.

2. Цель, задачи и принципы развития информационного общества

в Российской Федерации

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

·        формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

·        повышение качества образования, медицинского обслуживания,  социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

·        совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

·        развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

·        повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

·        развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

·        сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических ценностей в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

·        противодействие угрозам использования информационных и телекоммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России.

Развитие информационного общества в России базируется на следующих принципах:

·        партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

·        свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

·        поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

·        содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

·        обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Для решения поставленных задач государство:

·        разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

·        определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;

·        обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;

·        создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, создания и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

·        обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг гражданам и организациям на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

·        создает условия для равного доступа граждан к информации;

·        использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

3. Основные направления реализации Стратегии

3.1.В области формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий:

·        создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;

·        повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

·        формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности;

·        модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм;

·        создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, включая создание государственной системы правовой информации.

 

3.2.В области повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий:

·        расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования;

·        внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов;

·        предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

 

3.3.В области совершенствования системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере основным направлением является развитие законодательных механизмов.

 

3.4.В области развития экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий:

·        стимулирование применения гражданами и организациями информационных и телекоммуникационных технологий;

·        создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;

·        привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности;

·        создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;

·        развитие венчурного финансирования высокотехнологичных инновационных проектов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

·        стимулирование создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования и продукции в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

·        увеличение объемов экспорта продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

·        повышение экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности;

·        развитие системы региональной информатизации;

 

3.5.В области повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг:

·        обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;

·        интеграция государственных информационных систем и ресурсов;

·        увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых гражданам и организациям в электронном виде;

·        совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;

·        совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.

 

3.6.В области развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий:

·        развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (форсайт);

·        создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена научной информацией;

·        создание правовых, организационных и иных условий для укрепления научно-исследовательского сектора высшей школы, государственных академий и отраслевой науки, оснащения вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием;

·        повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий.

 

 

3.7.В области сохранения культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепления нравственных и патриотических ценностей в общественном сознании, развития системы культурного и гуманитарного просвещения:

·        развитие системы библиотечных фондов, в том числе Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий;

·        поддержка реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации;

·        формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области культуры;

·        поддержка деятельности государственных и негосударственных организаций по сохранению культурных и нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма в обществе;

·        пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа;

·        сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан.

 

3.8.В области противодействия угрозам использования потенциала информационных и телекоммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России:

·        обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

·        обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем ключевых, в том числе критических и повышенной опасности, объектов инфраструктуры Российской Федерации;

·        повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем;

·        создание единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения для нужд государственного управления, обороны страны, национальной безопасности и обеспечения правопорядка;

·        совершенствование правоприменительной практики в области противодействия угрозам использования информационных и телекоммуникационных технологий во враждебных целях;

·        обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа;

·        противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, пропаганде насилия.

4. Международное сотрудничество в области развития информационного общества

Основными направлениями реализации Стратегии в рамках международного сотрудничества в области развития информационного общества являются:

·        участие в разработке международных норм права и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы интернационализации управления сетью «Интернет»;

·        участие в международном информационном обмене;

·        участие в формировании системы международной информационной безопасности, совершенствование взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств в области предупреждения, выявления, пресечения и ликвидации последствий использования информационных и телекоммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях;

·        участие России в международных исследовательских проектах по  приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;

·        участие в разработке международных стандартов  в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, гармонизация национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой.

5. Реализация Стратегии

В целях реализации Стратегии утверждается план мероприятий, в разработке которого принимают участие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители бизнеса, научных организаций и гражданского общества.

Выполнение мероприятий плана осуществляется в рамках реализации соответствующих программ за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также внебюджетных источников.

В целях обеспечения реализации Стратегии осуществляется  мониторинг и статистическое наблюдение показателей развития информационного общества в Российской Федерации.

По результатам мониторинга Президенту Российской Федерации представляется ежегодный национальный доклад о состоянии развития информационного общества в России.

Приложение

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ НА ПЕРИОД

ДО 2015 ГОДА

 

В результате реализации основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в России к 2015 году должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей:

·        место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира;

·        место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы- не ниже десятого;

·        уровень доступности населения к базовым услугам в сфере информационных и коммуникационных технологий – 100%;

·        доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий – более 50%;

·        рост объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 годом – не менее чем в 2,5 раза;

·        сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития  - до 2 раз;

·        уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счет всех технологий: к 2010 году – 15 линий и к 2015 году – 35линий;

·        наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети «Интернет», - не менее чем в 75% домашних хозяйств;

·        доля исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в общем объеме НИОКР, осуществляемых за счет всех источников финансирования, - не менее 15% к 2010году и 30% к 2015 году;

·        рост доли патентов, выданных в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, по отношению к общему числу    патентов - не менее чем в 1,5 раза к 2010 году и в 2 раза к 2015году;

·        доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, от общего числа государственных услуг в Российской Федерации – 100%;

·        доля электронного документооборота между органами государственной власти - 70% по отношению к общему объему документооборота;

·        доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок от общего объема размещаемого заказа – 100%;

·        доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, - не менее 20%;

·        доля фондов библиотек, переведенных в электронную форму, от общего объема фондов  - не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%;

·        доля электронных каталогов от общего объема каталогов фондов  музеев - 100%.